Как изменился 44-ФЗ с 2025 года: что было, что стало и как с этим работать.

Как изменился 44-ФЗ с 2025 года: что было, что стало и как с этим работать

С 1 января 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 484-ФЗ, который вносит масштабные изменения в 44-ФЗ — основной закон о контрактной системе в сфере закупок. Изменения коснулись практически всех участников закупок: заказчиков, поставщиков и операторов площадок. В этой статье мы подробно разберем, что изменилось, что это означает на практике, где упрощения, а где, наоборот, могут возникнуть сложности.


Что было до 2025 года

До внесения изменений закупочная деятельность строилась по уже устоявшимся правилам:

  • Требования к участникам закупок подтверждались загружаемыми документами.

  • Контракты могли заключаться в разных формах (в т.ч. устной), если иное не было установлено.

  • Информация о контрактах в реестр вносилась вручную и могла сильно запаздывать.

  • Электронный документооборот частично был возможен, но не был обязательным.

  • Проведение совместных закупок с инвестиционными обязательствами ограничивалось и носило экспериментальный характер.


Что изменилось: основные акценты

1. Форма контрактов и договоров — теперь только письменная

Было: Допускалась «любая форма», включая устную, если это не противоречило ГК РФ.
Стало: Все гражданско-правовые договоры должны быть в простой письменной форме. Это уточнено в п.8 и п.8.1 ст.3 44-ФЗ.

Что это значит: Устные договорённости уходят в прошлое. Теперь даже "мелкие" поставки должны оформляться официально.


2. Подтверждающие документы можно заменить ссылкой на реестр

Было: Участники закупок обязаны были загружать все документы (выписки, лицензии, сведения из ЕГРЮЛ и т.п.).
Стало: Теперь достаточно указывать ссылку на страницу в реестре, если нужная информация есть в открытом доступе.

Упрощение: Снижается нагрузка на поставщиков, снижается количество ошибок при подаче заявки.

Подводный камень: Важно, чтобы информация в реестрах была актуальной. Иначе — отказ от участия.


3. Электронные контракты и документы становятся нормой

Было: Документы могли оформляться на бумаге, особенно при закупках у ЕП.
Стало: Все контракты (в т.ч. с ЕП) и протоколы заключаются в электронной форме через ЕИС.

Плюс: Сокращение бумажной волокиты, ускорение процессов.
Минус: Требуется повышенная квалификация персонала, наличие ЭЦП, и устойчивый доступ к системе.


4. Изменения в структуре извещений и контрактов

  • Добавлены новые обязательные поля: сроки этапов, обоснование случаев ЕП, указание источников информации.

  • Введены единые правила для информации об этапах и цене контракта.

  • Приемка и исполнение контракта теперь жёстко регламентированы и подлежат обязательному отражению в реестре.

  •  Что это означает: Ошибки в извещении или контракте теперь сложнее исправить. Заказчики должны быть предельно точны.


5. Совместные закупки с инвестиционными обязательствами

Было: Совместные конкурсы с инвестициями проводились редко и ограниченно.
Стало: Закон разрешает объединяться заказчикам одного субъекта РФ для проведения совместных конкурсов с обязательными инвестициями не менее 100 млн рублей.

Плюс: Возможность масштабных региональных проектов.
Минус: Сложная организация, необходимость распределения ответственности между заказчиками.


6. Изменения в работе с протоколами разногласий

Было: Количество протоколов ограничивалось.
Стало: Ограничение снято — участник может подавать неограниченное число протоколов разногласий, при этом уточнены правила, какие положения могут быть изменены.

 Для поставщиков: Это шанс защитить свои интересы.
Для заказчиков: Увеличивается объём переписки и возможных задержек.


7. Новый порядок включения контрактов в реестр

  • Не включён в реестр — не подлежит оплате.

  • При нарушении новых требований (например, отсутствие ЭЦП или несоответствие информации) контракт не попадёт в реестр и не будет оплачен.

⚠️ Риск: Повышенные требования к точности, синхронности работы бухгалтерии, юридической и контрактной службы.

 Какие последствия ждут участников?

Для заказчиков:

  • Повышается ответственность за качество извещений, особенно при закупках с этапами.

  • Усложняется контроль исполнения — требуется цифровое сопровождение всех стадий.

  • Нужно обучать сотрудников и переходить на полную электронную документацию.

Для поставщиков:

  • Упрощается участие: меньше документов — меньше риска быть отклонённым.

  • Однако возрастает роль электронных процедур, ЭЦП и грамотности сотрудников.

  • Требуется актуализация всех данных в ЕГРЮЛ, РНП, РНОП, реестре лицензий и т.п.


Подводные камни и риски

Изменение Потенциальный риск
Электронная форма всех контрактов Потеря доступа к ЕИС — невозможность заключения сделки
Использование ссылок на реестры Некорректные или устаревшие данные = отказ
Новая структура извещений Ошибки в формулировках, несогласованность этапов
Не включён в реестр — не оплатят Финансовые потери при формальных ошибках
Объединённые конкурсы Конфликты между заказчиками, сложные инвестиционные схемы

Плюсы и упрощения

  • Снижение бюрократии: меньше бумажных подтверждений.

  • Централизация и цифровизация: всё в ЕИС.

  • Возможность гибко доказывать соответствие через открытые источники.

  • Защита интересов поставщиков через расширенные права по протоколам разногласий.

Что нужно сделать уже сейчас

  1. Анализировать все закупочные шаблоны и адаптировать под новые требования.

  2. Обновить инструкции, регламенты и обучить сотрудников.

  3. Проверить актуальность данных в реестрах.

  4. Внедрить автоматизированные инструменты (например, через TenderCraft) для отслеживания изменений и контроля за соблюдением новых правил.


Заключение

Закон 484-ФЗ — это шаг в сторону цифровизации и прозрачности, но с ростом требований к квалификации участников. Ошибки теперь будут стоить дороже, а точность — станет ключевым фактором успеха. Тем, кто подготовится заранее, изменения принесут преимущество. Тем, кто продолжит работать по старинке — грозят штрафы, срывы оплат и потеря контрактов.

 

Сергей Голушко

25.03.2025

Дата публикации: 25.03.2025

На главную